Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Чуховская средняя школа» Пинского района
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Чуховская средняя школа» Пинского района
§ 44 Счэпленае наследаванне. Храмасомная тэорыя спадчыннасці (паўтарыце параграф, пісьмова ў сшытку адкажыце на пытанні 4-5, задача 6 старонка падручніка 186)
прыклады рашэння задач на счэпленае наследаванне:
Решение генетических задач.
Задача № 1. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.
Дано: Решение:
А – катаракта Р: аb АВ
а – здоровы аb аb
В – элиптоцитоз
b – здоровы
Р: ○ – здорова G
□ - АаВв
Найти: генотипы,
фенотипы в F1 F1 АВ аb
аb аb
больной здоровый
Ответ: 50 % детей имеют обе аномалии, 50 % детей здоровы.
Задача № 2. При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено:
52 – пятнистых ангорских;
288 – сплошь окрашенных ангорских;
46 – сплошь окрашенных нормальношерстных;
314 – пятнистых нормальношерстных.
Объясните результаты.
Дано: Решение:
А – пятнистая шерсть Р: АВ аb
а – сплошь окрашенная шерсть аb аb
В – нормальная длина шерсти
b – ангорская шерсть
Р: ○ – сплошь окрашенная ангорская G
□ – пятнистая нормальная шерсть
Найти: расстояние между генами
окраски и длины (С)
F1 АВ ab Ab aB
аb аb ab ab
314 288 52 46
Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска – над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделеевского 9 : 3: 3: 1 для F2 в дигибридном скрещивании).
Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства:
С = (52 + 46) : (52 + 288 + 46 + 314) х 100 % = 14 %
Задача № 5. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами?
Дано: Решение:
А – гладкая поверхность Р: АВ аb
а - морщинистая аb аb
В – окрашенные
в – неокрашенные G
Р: ♀ глад.окр. х ♂ морщ.неокр.
F1 4152 – окраш.глад.
149 – окраш.морщ.
152 – неокр.глад. F1:АВ ab Ab aB
4163 – неокр.морщ. аb аb ab ab
4152 4163 152 149
Найти: расстояние между окр.гл. неокр.морщ. неокр.гл. окр.морщ.
генами?
Всего особей получено в результате
скрещивания – 8616, из них 301 особей
являются кроссоверными. Находим
расстояние между генами окраски и формы
семян.
С = (152+149): (8616)х100% = 3,5 % или
3,5 морганид.
Ответ: расстояние между генами составляет 3,5 морганиды.
Домашнее задание:
Задача. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип
§ 44 Счэпленае наследаванне. Храмасомная тэорыя спадчыннасці (прачытаць параграф, запісаць у сшытак формулу красінговера, адказаць на пытанні 1-3 старонка 186 падручніка, разглядзець прыклады рашэння задач на счэпленае наследаванне старонка 241 падручніка, рашыць задачы 6-8 старонка 186-187 падручніка)
свернуть