Как не допустить суицид у подростка

«Как не допустить суицид у подростка»

развернуть
свернуть

Памятка для родителей

«Как не допустить суицид у подростка»

Если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте

бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться

с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и даже жизни.

Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

 Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить

себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить –

попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф,

что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не

так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне

может довести свое намерение до конца.

 Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения

вреда своей жизни и здоровью.

 Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет

разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи,

теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

 У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный

эмоциональный фон, раздражительность.

 Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди

значимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

 Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

 Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

 Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

 Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека,

резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

 Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности

социального успеха (особенно в семье).

 Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты,

ситуации насилия).

 Резкое изменение социального окружения (например, в результате

смены места жительства).

Что делать родителям, если они обнаружили опасность?

 Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это

уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему

подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с

его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если

ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше

внимания, чем обычно.

 Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида?

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться

с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в

отделении от родителей.

Для этого:

- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно

относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;

- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий,

даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес,

обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с

порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения,

будут звучать по-разному!

- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков

неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и

наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или

аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом

возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение

договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на

объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает

протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и

его.

Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще

только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное

будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он

намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный

(и реалистичный) план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем

смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? темы

очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в

жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь

делиться собственным опытом, собственными размышлениями.

Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций»,

родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если

избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит

искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может

оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та

ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха,

хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе,

независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить

ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни:

природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ

привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное

мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с

неизбежно возникающими трудностями.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и

опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось

преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт

неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и

устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что

человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней

грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он

может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее,

ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь

выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка.

Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать

своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и

здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким.

Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней

обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность.

Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно

предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и

руководстве.

Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-

то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной

или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки,

которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

свернуть

Родителям о суициде

развернуть
свернуть

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны!

Суждение, что люди,  решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

 Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.

Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. 

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

 

Что делать? Как помочь?

 

         Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации.

 

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех...»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте., ...да ты просто несешь чушь!»

 

  «Все безнадежно и бессмысленно»        

 

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»  

 

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

 

«Всем было бы лучше без меня!»           

 

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»           

 

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

 

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»    

 

«Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

 

«У меня никогда ничего не получается» 

 

«Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»    

 

«Не получается - значит, не старался!»

 

 Если замечена склонность воспитанника к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 

2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

  1. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

  Важно соблюдать следующие правила:

  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  •  будьте терпеливы;
  •  не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
  •  не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
  •  не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...»;
  •  делайте все от вас зависящее.
  •  И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению.

  Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

  •  Ранние попытки к суициду;
  •  Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  •  Суициды в семье или в окружении друзей;
  •  Алкоголизм;
  •  Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  •  Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
  •  Хронические или смертельные болезни;
  •  Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
  •  Семейные проблемы,
  •  Психические заболевания, а именно:
  •  Депрессия;
  •  Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  •  Маниакально-депрессивный психоз;
  •  Шизофрения. 

 Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
  • Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • Погруженность в размышления о смерти;
  • Отсутствие планов на будущее;
  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

 

Признаки депрессии у детей

ДЕТИ

  • Печальное настроение
  • Потеря свойственной детям энергии
  • Внешние проявление печали
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Изменение аппетита или веса
  • Ухудшение успеваемости
  • Снижение интереса к обучению
  • Страх неудачи
  • Чувство неполноценности
  • Самообман - негативная самооценка
  • Чувство «заслуженной отвергнутости»
  • Чрезмерная самокритичность
  • Сниженная социализация, замкнутость
  • Агрессивное поведение

 

Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

свернуть