Психолог

Советы для педагогов, столкнувшихся с подростком, демонстрирующим признаки суицидального поведения

развернуть
свернуть

Если подросток, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом

попытки к самоубийству:

 Не отталкивайте его, если он решил поделиться с вами своими

проблемами, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что

подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью

к специалистам.

 Доверяйте своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные

наклонности у этого подростке. Подмечайте предупреждающие знаки.

 Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать.

Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».

 Дайте знать, что готовы ему помочь, но не видите необходимости

в том, чтобы держать все в секрете, если какая-то информация может оказать

влияние на его безопасность.

 Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.

 Говорите искренне. Постарайтесь установить, насколько серьезна

угроза. Помните, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда

завершаются попыткой покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток

может почувствовать облегчение от осознания проблемы.

 Попытайтесь узнать, разработан ли у него план действий.

Конкретный план – знак действительной опасности.

 Убедите подростка в том, что действительно есть человек, к

которому можно обратиться за помощью.

 Не предлагайте простых решений типа «Вам сейчас необходимо

хорошо выспаться, утром Вы почувствуете себя лучше».

 Покажите подростку, что вы намереваетесь поговорить о

чувствах и не осуждаете его за эти чувства.

 Помогите ребёнку осмыслить, как управлять кризисной

ситуацией и осознать, что сильный стресс препятствует целиком осознать

ситуацию. Ненавязчиво предложите найти некое решение.

 Окажите помощь в поиске людей или места, которые бы снизили

переживаемый стресс. При любой возможности влияйте так, чтобы немного

уменьшить давление.

 Помогите подростку осмыслить, что присутствующее чувство

безопасности не будет постоянно.

5.4. Памятка для родителей

«Как не допустить суицид у подростка»

Если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте

бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться

с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и даже жизни.

Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

 Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить

себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить –

попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф,

что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не

так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне

может довести свое намерение до конца.

 Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения

вреда своей жизни и здоровью.

 Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет

разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи,

теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

 У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный

эмоциональный фон, раздражительность.

 Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди

значимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

 Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

 Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

 Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

 Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека,

резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

 Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности

социального успеха (особенно в семье).

 Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты,

ситуации насилия).

 Резкое изменение социального окружения (например, в результате

смены места жительства).

Что делать родителям, если они обнаружили опасность?

 Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это

уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему

подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с

его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если

ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше

внимания, чем обычно.

 Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида?

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться

с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в

отделении от родителей.

Для этого:

- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно

относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;

- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий,

даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес,

обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с

порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения,

будут звучать по-разному!

свернуть

Памятка для учителей и классных руководителей «Как не допустить суицид у подростка»

развернуть
свернуть

Если вы школьный учитель и если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и жизни.

Что в поведении подростка должно насторожить учителя?

 Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и

оценкам.

 У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

 Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется

от друзей.

 Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

 Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

 Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

 Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

 Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

 Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

 Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

 Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

 Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

 Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что делать учителю, если он обнаружил опасность?

 Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!

 Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за

помощью.

 Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и

поделитесь своими наблюдениями.

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида

 Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что

авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже

опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут

спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть,

агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной

формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если

ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его

целесообразности.

 Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в

классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и

сотрудничество.

 Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников

становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками

конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь

нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.

 Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного

психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба

примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.

 Классный час используйте как место и время поговорить о

перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется

картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий

момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных

целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий.

Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность

контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной

жизненной ситуации.

 Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный

опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его

роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности.

Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика.

Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

 Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно,

подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и

обесценить вас.

 Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по

каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или

классом.

Источник - Центр социально-психологической адаптации и развития

подростков «Перекресток» Московского городского психолого-

педагогического университета (МГППУ)

свернуть

Когда отдавать ребенка в школу?

развернуть
свернуть

    Родители спрашивают у психолога, когда отдавать ребенка в школу. Специалисты называют следующие основания для поступления в школу с шестилетнего возраста:

  • Малыш хорошо считает, читает и старается писать.
  • Дошкольник здоров, у него сильный иммунитет и нет хронических болезней.
  • Ребенок легко знакомится с новыми людьми, отлично ориентируется в окружающем мире. Он знает свое имя и отчество, адрес, контактные данные родителей, предназначение школы.

    Итак, помимо прочих факторов, надо учитывать здоровье и иммунную нагрузку ребенка, ведь первоклассник должен быть сильным и морально, и физически, чтобы противостоять различным инфекциям, которые неизбежны в большом коллективе.

    Перед поступлением в школу (май- июнь) педагог-психолог проводит  специальную методику, c помощью которой перед школой у ребенка можно выявить степень готовности к процессу обучения.

    Если вы сомневаетесь, когда отдавать ребенка в школу, проконсультируйтесь со специалистом - он проверит потенциал вашего чада.

    Если психолог выпишет заключение, что малыш к учебному процессу готов, то можно отдать его в шестилетнем возрасте. А если нет, то подождите, пока детский организм наберется сил и окрепнет, созреет нервная система. В предшкольный год родители должны предпринять все возможное для укрепления здоровья дошкольника, для расширения кругозора ребенка.

    В школе, каждую субботу для родителей с 10:00-11:00 проводится консультации родителей. По волнующим их вопросам.

 

Педагог-психолог         Тамара Александровна Будько                                 

свернуть

Профилактика депрессий у подростков

развернуть
свернуть

    Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребёнку избежать депрессии. Что можно предпринять?

    Во -первых, необходимо разговаривать с ребёнком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Беседы должны быть позитивными. Нужно "внушать" ребёнку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребёнка в "вечно недовольном виде", лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами - более успешными. Можно сравнивать только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

    Во-вторых, заняться с ребёнком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажёрный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, сделать в доме генеральную уборку и т.д. Можно завести домашнее животное-собаку, кошку, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребёнка и настроить его на позитивный лад.

    В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня, проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

    Депрессия - психофизиологическое состояние.   Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период. 

    В-четвёртых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы можете объяснить, следует обратиться за консультацией к специалисту - психологу, психотерапевту или психиатру.

свернуть
поделиться в: